Заморозка цен на продукты: почему ограничение наценок не поможет
Мы опять боремся с плесенью и не обращаем внимания на сырость. Правительство думает, что если оно установит предельную наценку на ряд базовых продуктов (чиновники рассматривают возможность ограничить наценку на популярные продукты, пишет «Коммерсантъ»), то все тут же успокоятся и предприятия будут работать себе в убыток, так скажем, в бумажный убыток. Конечно, это не так.
Уже был печальный опыт, когда в 2007–2008 годах премьер Виктор Зубков замораживал цены на шесть основных видов товаров. Сегодня речь идет о 60 видах, то есть 60 товаров будут продаваться по фиксированным наценкам, а остальные будут компенсировать недополученную ретейлом прибыль. Таким образом, ситуация вообще никак не изменится, а те товары, которые попадут под фиксированную наценку, будут очень быстро раскупаться и в итоге практически исчезнут с полок.
В то же время имеет смысл обратить внимание на составляющую себестоимости не только производителя, но и ретейла. Ретейлеры практически поголовно зарегистрированы в офшорах, в бюджет платят копейки и не предпринимают никаких движений в сторону переориентации «прописки» на российскую. В отношении производителей можно сказать, что, например, рентабельность у производителя зерновых (конкретно пшеницы) составляет почти 52%. Это бешеная рентабельность, какой нет нигде в экономике. В среднем по сельскому хозяйству рентабельность за прошлый год выросла до 23%, и это с учетом всех так называемых оптимизаций. Поэтому в реальности она наверняка еще выше.